869
  Нумизматика, бонистика, фалеристика, аукцион - простые и честные правила. Интернет-магазин для коллекционеров.  

Инвестирование в искусство

Новости

Мировой рынок предметов искусства является третьим по уровню доходности после оружия и наркотиков. За последние 50 лет искусство дорожало в среднем на 12,6% в год. Поэтому неудивительно, что за последние несколько лет в Украине наблюдается устойчивый рост спроса на произведения искусства и антиквариат. Средний рост цен на них составляет около 50% в год.

В период финансовых кризисов всегда возрастает интерес к альтернативным инвестициям и рынку, не коррелированному с фондовым. Инвесторы стремятся найти некое убежище, где капитал будет сохранен. Оборот художественного рынка и объемы инвестиций в такие периоды растут: если вы купили картину Рембрандта — она не обесценится.

К сожалению, не все потенциальные инвесторы знают, что Моне и Мане — две разные фамилии, а их познания в живописи иногда ограничиваются репродукцией Петрова-Водкина из журнала «Огонек», висевшей на стене в студенческом общежитии. Для таких клиентов, а также для людей, не очень вникающих в тонкости финансовых рынков, но способных отличить раннего Шагала от позднего, придумана услуга арт-банкинга.

Скажите как художник художнику

В общих чертах, арт-банкинг — это услуга, при предоставлении которой менеджеры (как правило, специалисты с художественным и экономическим образованием) дают рекомендации клиентам, в какие именно произведения искусства выгоднее вложить деньги, чтобы в будущем при желании их можно было бы хорошо продать. Кроме того, клиенту обеспечивается правильная оценка и экспертиза произведений искусства, помощь в составлении коллекций, реставрации и хранении работ.

Первооткрывателем в этой области можно считать пенсионный фонд Британской железной дороги, который в начале 70-х гг. вложил в предметы изобразительного и прикладного искусства $100 млн. Почти за три десятилетия фонд сумел собрать внушительную коллекцию из более чем 2400 предметов искусства и антиквариата, основу которой составили 25 полотен импрессионистов. В период с 1987-го по 1999 г. коллекция была распродана, при этом среднегодовая доходность арт-портфеля составила 11,3%.

На Западе банкиры и инвесторы относятся к этому рынку чрезвычайно серьезно, но у нас к таким инвестициям относятся очень осторожно и с большой подозрительностью. Впрочем, это не мешает появлению на рынке разных видов финансовых инструментов, позволяющих зарабатывать «на прекрасном».

Так, с июля прошлого года направление арт-банкинга начала развивать инвестиционная компания «Сократ». Арт-банкинг включает полный пакет услуг по формированию портфелей (коллекций) из предметов искусства инвестиционного качества согласно индивидуальным стратегиям инвестирования, разработанным на основе пожеланий и предпочтений клиента к данному виду инвестиций, с учетом его готовности к риску, а также доходности и ликвидности. В пакет услуг входит консультирование по формированию коллекций инвестиционного качества, анализ коллекций или отдельных предметов искусства, консультации по вопросам подбора коллекций, управления и долгосрочного поддержания их ценности, организация проведения экспертиз на подлинность.

По словам директора департамента приват-банкинга «Сократ» Елены Колосветовой, тенденции развития мирового арт-рынка и анализ текущего состояния украинского рынка в тот момент уже позволяли говорить о перспективности развития альтернативного инвестирования. «В настоящее время в Украине сформирован круг коллекционеров-инвесторов. К примеру, если два-три года назад произведения одного из украинских классиков — Николая Глущенко — можно было приобрести на европейских аукционах за $40-50 тыс., то в прошлом году стоимость его работ составила $100-120 тыс. А в этом году на одном из украинских аукционов работа Глущенко «Прибой» была продана по рекордной цене — $260 тыс.»,— говорит госпожа Колосветова.

Компания обладает собственной базой произведений искусства — как художников-классиков XIX-XX вв., так и современных перспективных художников, а также имеет доступ к многочисленным базам данных в сфере искусства. «Наши специалисты осуществляют анализ тех произведений искусства, которые наряду с высокой художественной ценностью обладают также немалой материальной стоимостью. Анализ тенденций рынка предметов искусства в сотрудничестве с ведущими экспертами позволяет компании осуществлять правильную оценку стоимости произведений искусства, имеющую подтверждение в кругах искусствоведов. Это дает возможность клиенту оперативно управлять портфелем из предметов искусства, обеспечивая, помимо высокой художественной ценности, приумножение инвестиций»,— отмечает Елена Колосветова.

Впрочем, как оказалось, в отличие от широкого круга западных ценителей альтернативных инвестиций, отечественный покупатель предметов искусства не является «чистым» инвестором. «Когда речь идет об обычных инвестициях, клиент оценивает в первую очередь инвестиционную привлекательность объекта и едва ли откажется от акций, например, черкасского «Азота», просто потому, что у него в школе была тройка по химии,— объясняют специалисты.— А если речь идет об искусстве, все совсем не так. Тому, кто любит старых мастеров, трудно вложить деньги в работы современного художника, хотя для инвестиций это прекрасные объекты». А вот «чистый инвестор» доверяется профессионалу и смотрит не на картину, а на график изменения ценовых параметров, что, в принципе, тоже вариант.

Тем не менее игроки рынка инвестирования говорят скорее о перспективах вложений в арт-рынок в обозримом будущем, чем о реальных результатах. «Проблема в том, что рынок искусства в нашей стране находится в стадии формирования, и его емкость очень мала по сравнению даже с российским рынком,— говорят аналитики.— Редко стоимость работ художников превышает $100 тыс., притом что живопись составляет около 70% рынка».

Второй проблемой для желающих заманить инвесторов в арт-банкинг является то, что в штате компании должны быть специалисты, которые хорошо разбираются в искусстве и при этом понимают, какие именно предметы искусства выгоднее купить с целью хорошо заработать в будущем. Позволить себе такого человека может далеко не каждая даже среди крупных инвестиционных компаний.

Утром — деньги, вечером — стулья

В то же время прибывает полку желающих побороться за средства элиты. По оценкам экспертов, емкость современного украинского арт-рынка составляет $230 млн., а целевая группа покупателей — около 50 тыс. человек, включая нерезидентов. В августе текущего года холдингом «Арт Инвест Групп» был создан закрытый паевой инвестиционный фонд «Арт-Инвест», предлагающий своим вкладчикам — юридическим лицам заработать на вложениях в арт-рынок. По словам гендиректора КУА «Алекс-Фининвест» Александра Гончарова, до 2010 г. планируется привлечь в фонд 100 млн. грн., не менее 50% которых будет вложено в произведения искусства и антиквариат. Инвестиционный горизонт фонда — 10 лет, «точка входа» — $50 тыс., ожидаемая доходность — 30% годовых.

«Если эстетика не является основным ориентиром, а цель инвестора — именно заработать, ему нужно тренировать в себе принципиальность и безжалостность — отказываться от вещей, приносящих небольшой доход и представляющих незначительную культурную и историческую ценность»,— говорит Александр Гончаров. Впрочем, по общему мнению, профессиональный управляющий справится с этим лучше всего за 3% комиссионных.

«У нашего фонда множество плюсов,— хвалит свое детище господин Гончаров.— Во-первых, решение о вложении средств принимается экспертным советом и инвестиционным комитетом (см. схему), которые тщательно отбирают работы художников, соответствующие концепции развития отечественного арт-рынка и инвестиционной декларации фонда. Во-вторых, в экспертный совет и инвестиционный комитет входят люди, хорошо известные на арт-рынке и имеющие надежную репутацию.

В-третьих, поскольку покупка совершается официально, ее можно вернуть. В-четвертых, инвестор имеет полное представление о наличии активов, ценовом диапазоне, а также уровне качества и сервисе». Кроме того, уверяют в фонде, уровень экспертизы и имена специалистов, ее проводящих, сводят к нулю вероятность приобретения подделок. Как известно, эта проблема во всем мире стоит достаточно остро, причем личная ответственность экспертов в этом случае скорее репутационная, потому что сложно представить себе адекватное возмещение ошибки ценой в несколько миллионов долларов.

Но помимо незаменимого глаза эксперта есть технологическая экспертиза, история экспозиций и другие возможности определения аутентичности, вполне доступные даже у нас. При этом инвесторы в конечном итоге получают доход не только от роста стоимости активов, приходящихся на один сертификат, но и в виде дивидендов. Кроме того, бумаги можно будет продать на вторичном рынке. Правда, налог на прибыль и НДС придется уплатить самостоятельно.

Пилите гири

Впрочем, кроме живописи существуют и другие направления для альтернативного инвестирования в искусство, правда, не такие популярные, а посему менее прибыльные и более рискованные. Например, скульптура — интересный вид искусства, но менее популярный с точки зрения вложений. Есть вещи, на первый взгляд, напрямую не связанные с художественным рынком: нумизматика, старинные монеты, замечательно растущие в цене. Мебель — тоже интересное направление, особенно ар-деко. На постсоветском пространстве, к сожалению, эта ниша не развита, в отличие от Запада, где люди с удовольствием покупают антикварную мебель разных стилей и эпох.

Так, по данным компании Art Market Research, за последние 30 лет наиболее выгодным размещением капитала стали вложения в западноевропейскую живопись и скульптуру — при инвестициях в высшую ценовую категорию доход может составлять 10-15% годовых в валюте. Раритетные художественные и исторические фотографии приносят около 9,3% годовых; пользующаяся спросом старинная мебель (например, французская мебель XVIII в.) дает доход в размере 8,5% годовых. Из китайского фарфора можно извлечь 6,7% годовых, из их же скульптуры — 3,2% годовых. Правда, согласно прогнозу французской компании Artprice, вложения в современную китайскую и индийскую живопись являются очень перспективными, как и приобретение первых изданий книг современных авторов, например, «Хоббита» Джона Р.Р. Толкиена или «Смерть после полудня» Эрнеста Хемингуэя. Так что предмет для инвестирования найдется даже для обладателя самых экзотических вкусов. Были бы деньги.

Если видишь на картине...

Каждая из тысячи самых дорогих картин мира имеет такие усредненные характеристики:
1. С вероятностью в 25% — это пейзаж, который имеет размер от четверти до половины квадратного метра.
2. 95% вероятности, что картина создана художником в возрасте от 30 до 39 лет (ныне покойным).
3. 25% вероятности, что она написана между 1904 г. и 1921 г.
4. 50% вероятности, что последний раз полотно было продано на аукционе «Сотби».
5. Хотя бы раз картина выставлялась на аукционе за последние 20 лет.
6. Скорее всего, авторство принадлежит французскому художнику или Пикассо.
7. Стоит около $9,3 млн.

Источник

 
 
 Реклама на сайте © monetshop.ru 2006 - 2024